В последнее время деятельность Международного валютного фонда (МВФ) подвергается в мире достаточно жесткой критике, в частности, за то, что МВФ находился под «чрезмерным влиянием» экономически наиболее развитых стран Запада и не смог своевременно отследить зарождение последнего глобального кризиса.
В связи с этим руководство фонда в последнее время предпринимает меры по изменению имиджа МВФ и выступает с новыми идеями по улучшению ситуации в международной финансовой системе. В частности, речь идет и об ослаблении ее зависимости от американского доллара.
В связи с этим руководство фонда в последнее время предпринимает меры по изменению имиджа МВФ и выступает с новыми идеями по улучшению ситуации в международной финансовой системе. В частности, речь идет и об ослаблении ее зависимости от американского доллара.
Выступая 10 февраля с. г. в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне на семинаре о путях продвижения к более стабильной мировой финансовой системе, директор-распорядитель фонда, французский экономист и политик Доминик Стросс-Кан заявил о том, что бездействие в проведении реформы международной валютной системы неизбежно приведет к возникновению новых финансово-экономических кризисов в будущем.
Фактически глава МВФ признал слабую эффективность взаимодействия в формате «Большой двадцатки» (G20) и призвал возобновить широкое международное сотрудничество, чтобы добиться более устойчивого движения к выходу из кризиса.
По словам Стросс-Кана, сегодня вновь возникают глобальные дисбалансы, и проблемы, которые волновали финансовый мир накануне нынешнего кризиса – крупные и изменчивые потоки капитала, давление на обменные курсы, быстро растущие избыточные резервы, – вновь выходят на первый план.
Говоря о необходимости скорейшего принятия действенных мер, директор-распорядитель МВФ заявил, что реформы международной валютной системы могли бы не только содействовать нынешнему экономическому подъему, но и усилить способность системы предотвращать кризисы в будущем.
Глава МВФ призвал к активизации международного сотрудничества в области экономической политики, что свидетельствует о том, что на протяжении последних двух лет страны G20 так и не нашли основы для консолидированной выработки единой позиции.
Доменик Стросс-Канн также отметил, что финансовый мониторинг, проводимый МВФ, отчетливо свидетельствует о необходимости глубоких изменений существующего положения дел, так как антикризисная политика, проводимая одними странами, серьезно влияет на ситуацию в других странах, причем это влияние не всегда позитивное. В этой ситуации МВФ следует четче следить за выполнением собственных требований в области финансовой политики.
Особо глава МВФ остановился на вопросах формирования резервов на случай существенных колебаний в мировой финансовой системе. Он считает необходимым продолжить диалог о формировании более динамичной и более подвижной системы взаимного кредитования между региональными резервными фондами, что, по его мнению, даст возможность формирования более стабильной валютной системы.
Обсуждая вопрос о международных резервах, директор МВФ вновь указал на то, что сегодняшняя доминирующая роль доллара США не способствует улучшению ситуации. Более того, по его словам, в настоящее время ни одна из мировых или региональных валют не может выступать надежным средством формирования долгосрочных резервов.
По его мнению, сегодня необходимо больше внимания уделять внутренним расчетным средствам МВФ – СДР. (СДР – специальные права заимствования – от Special Drawing Rights, что означает искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом; имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались)
Глава МВФ, в частности, отметил, что выпуск облигаций, выраженных в СДР, может создать новую категорию резервных активов. Кроме того, использование СДР в качестве универсального расчетного средства, не завязанного ни на одну национальную экономику, послужило бы буфером для защиты от волатильности обменных курсов национальных валют. Правда, Доминик Стросс-Кан тут же заверил, что речь идет не о том, чтобы СДР «пришли на смену доллару США» – во всяком случае, «не в ближайшие десятилетия».
В целом можно отметить, что выступление директора МВФ во многом отразило ситуацию, сложившуюся в мире в преддверии очередного саммита G20, который состоится в городе Канны во Франции в ноябре 2011 года. Становится все более очевидно, что сам формат G20 не позволяет эффективно работать.
Кроме того, два года попыток найти приемлемое решение стоящих перед мировой финансовой системой проблем не увенчались успехом. Стремление администрации США любой ценой сохранить лидерство даже за счет резкого снижения экономических показателей других стран вызывает крайне неприязненную реакцию со стороны все большего числа игроков мировой валютно-финансовой системы.
Проблема в том, что СДР в том виде, в котором они существуют, т. е. как некая синтетическая корзина на основе четырех валют, где доминирующий вес (44 %) имеет все тот же доллар США, вряд ли что-то могут кардинально изменить (влияние США на мировую финансовую систему по-прежнему будет крайне велико).
Таким образом, специальные права заимствования, если их рассматривать просто как мультивалютную корзину, не могут, очевидно, иметь более радужных перспектив, чем «лучшая» из валют в этой структуре. Конечно, сама идея «корзины» хороша тем, что защищает от волатильности рынка Forex и является хорошим средством хеджирования валютных и страновых рисков, но не более того. В существующих условиях СДР не смогут решить и многих макроэкономических проблем, например, защитить от инфляции.
Для того, чтобы МВФ мог играть роль глобального регулятора, а СДР превратились в полноценную резервную денежную единицу, они должны вообще перестать определяться как корзина валют, поскольку пока СДР рассчитываются таким образом, специальные права заимствования являются просто вторичным финансовым инструментом.
В качестве основы новой мировой финансовой системы, созданной на основе наднациональной валюты, СДР должны быть неким аналогом того, чем когда-то было золото в мировой экономике, т. е. они должны быть, во-первых, инструментом государственного сбережения, во-вторых – общей мерой стоимости и в третьих – легальным общепризнанным средством международных расчетов.
Не более и не менее. Только создание условий, при которых существенная часть глобальных расчетов будет переведена на СДР, может позволить этим денежным единицам получить статус резервных. Т. е. речь идет о том, что специальные права заимствования должны получить практическое наполнение в виде международного товарооборота (условно: должны быть обеспечены международной торговлей).
Пока же СДР – лишь квази-валюта (т. е. расчетная единица), на пути превращения которой в полноценные резервные деньги огромное количество сложностей, в т. ч. технических: где будет мировой ЦБ, кто должен контролировать эмиссию и т. п. А главная фундаментальная трудность – разнонаправленные интересы США (пока еще крупнейшей экономики мира) и немногочисленных ее соратников – с одной стороны и всего остального мира (в первую очередь развивающихся стран) – с другой. И разрешить подобные фундаментальные противоречия в перспективе ближайших лет точно не удастся, а значит нынешнее доминирование американской валюты пока еще остается актуальным.
Можно предположить, что в ближайшее время следует ожидать несколько более решительных заявлений со стороны мировых финансовых властей разного уровня, основной идеей которых станет отказ от доллара в качестве мировой резервной валюты. Но сможет ли СДР стать полноценной заменой доллару – на текущий момент остается вопросом.
Фактически глава МВФ признал слабую эффективность взаимодействия в формате «Большой двадцатки» (G20) и призвал возобновить широкое международное сотрудничество, чтобы добиться более устойчивого движения к выходу из кризиса.
По словам Стросс-Кана, сегодня вновь возникают глобальные дисбалансы, и проблемы, которые волновали финансовый мир накануне нынешнего кризиса – крупные и изменчивые потоки капитала, давление на обменные курсы, быстро растущие избыточные резервы, – вновь выходят на первый план.
Говоря о необходимости скорейшего принятия действенных мер, директор-распорядитель МВФ заявил, что реформы международной валютной системы могли бы не только содействовать нынешнему экономическому подъему, но и усилить способность системы предотвращать кризисы в будущем.
Глава МВФ призвал к активизации международного сотрудничества в области экономической политики, что свидетельствует о том, что на протяжении последних двух лет страны G20 так и не нашли основы для консолидированной выработки единой позиции.
Доменик Стросс-Канн также отметил, что финансовый мониторинг, проводимый МВФ, отчетливо свидетельствует о необходимости глубоких изменений существующего положения дел, так как антикризисная политика, проводимая одними странами, серьезно влияет на ситуацию в других странах, причем это влияние не всегда позитивное. В этой ситуации МВФ следует четче следить за выполнением собственных требований в области финансовой политики.
Особо глава МВФ остановился на вопросах формирования резервов на случай существенных колебаний в мировой финансовой системе. Он считает необходимым продолжить диалог о формировании более динамичной и более подвижной системы взаимного кредитования между региональными резервными фондами, что, по его мнению, даст возможность формирования более стабильной валютной системы.
Обсуждая вопрос о международных резервах, директор МВФ вновь указал на то, что сегодняшняя доминирующая роль доллара США не способствует улучшению ситуации. Более того, по его словам, в настоящее время ни одна из мировых или региональных валют не может выступать надежным средством формирования долгосрочных резервов.
По его мнению, сегодня необходимо больше внимания уделять внутренним расчетным средствам МВФ – СДР. (СДР – специальные права заимствования – от Special Drawing Rights, что означает искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое Международным валютным фондом; имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались)
Глава МВФ, в частности, отметил, что выпуск облигаций, выраженных в СДР, может создать новую категорию резервных активов. Кроме того, использование СДР в качестве универсального расчетного средства, не завязанного ни на одну национальную экономику, послужило бы буфером для защиты от волатильности обменных курсов национальных валют. Правда, Доминик Стросс-Кан тут же заверил, что речь идет не о том, чтобы СДР «пришли на смену доллару США» – во всяком случае, «не в ближайшие десятилетия».
В целом можно отметить, что выступление директора МВФ во многом отразило ситуацию, сложившуюся в мире в преддверии очередного саммита G20, который состоится в городе Канны во Франции в ноябре 2011 года. Становится все более очевидно, что сам формат G20 не позволяет эффективно работать.
Кроме того, два года попыток найти приемлемое решение стоящих перед мировой финансовой системой проблем не увенчались успехом. Стремление администрации США любой ценой сохранить лидерство даже за счет резкого снижения экономических показателей других стран вызывает крайне неприязненную реакцию со стороны все большего числа игроков мировой валютно-финансовой системы.
Проблема в том, что СДР в том виде, в котором они существуют, т. е. как некая синтетическая корзина на основе четырех валют, где доминирующий вес (44 %) имеет все тот же доллар США, вряд ли что-то могут кардинально изменить (влияние США на мировую финансовую систему по-прежнему будет крайне велико).
Таким образом, специальные права заимствования, если их рассматривать просто как мультивалютную корзину, не могут, очевидно, иметь более радужных перспектив, чем «лучшая» из валют в этой структуре. Конечно, сама идея «корзины» хороша тем, что защищает от волатильности рынка Forex и является хорошим средством хеджирования валютных и страновых рисков, но не более того. В существующих условиях СДР не смогут решить и многих макроэкономических проблем, например, защитить от инфляции.
Для того, чтобы МВФ мог играть роль глобального регулятора, а СДР превратились в полноценную резервную денежную единицу, они должны вообще перестать определяться как корзина валют, поскольку пока СДР рассчитываются таким образом, специальные права заимствования являются просто вторичным финансовым инструментом.
В качестве основы новой мировой финансовой системы, созданной на основе наднациональной валюты, СДР должны быть неким аналогом того, чем когда-то было золото в мировой экономике, т. е. они должны быть, во-первых, инструментом государственного сбережения, во-вторых – общей мерой стоимости и в третьих – легальным общепризнанным средством международных расчетов.
Не более и не менее. Только создание условий, при которых существенная часть глобальных расчетов будет переведена на СДР, может позволить этим денежным единицам получить статус резервных. Т. е. речь идет о том, что специальные права заимствования должны получить практическое наполнение в виде международного товарооборота (условно: должны быть обеспечены международной торговлей).
Пока же СДР – лишь квази-валюта (т. е. расчетная единица), на пути превращения которой в полноценные резервные деньги огромное количество сложностей, в т. ч. технических: где будет мировой ЦБ, кто должен контролировать эмиссию и т. п. А главная фундаментальная трудность – разнонаправленные интересы США (пока еще крупнейшей экономики мира) и немногочисленных ее соратников – с одной стороны и всего остального мира (в первую очередь развивающихся стран) – с другой. И разрешить подобные фундаментальные противоречия в перспективе ближайших лет точно не удастся, а значит нынешнее доминирование американской валюты пока еще остается актуальным.
Можно предположить, что в ближайшее время следует ожидать несколько более решительных заявлений со стороны мировых финансовых властей разного уровня, основной идеей которых станет отказ от доллара в качестве мировой резервной валюты. Но сможет ли СДР стать полноценной заменой доллару – на текущий момент остается вопросом.