Imperial Commissar (imperialcommiss) wrote,
Imperial Commissar
imperialcommiss

Categories:

Прообразами Деда Мороза были Велес и Сатурн


Новогодние праздники во многих других странах – это пора колядок и хороводов вокруг елки, ожидания подарков от Деда Мороза и загадывания желаний. К сожалению, народные традиции, все больше и больше утрачивают свое влияние на современных людей. К каждым следующим поколением отношение к ним становится все более несерьезным. Однако мало кто задумывается над тем, откуда есть пошли те же самые колядки и «стригэтуры», а также присущая им «карнавальная» атрибутика.

Народные обычаи обесцениваются, утрачивая свою актуальность, потому что со временем те, изначальные понятия, в связи с которыми возникала та или иная традиция, подменялись на другие, менее значимые для ключевых идей, вкладываемых поколениями в эти праздники.

Сегодня мало кто задумывается, например, о том, что молдавские традиции, относящиеся к таким Новому году, Рождеству, или Драгобете (старинный праздник влюбленных у молдаван и румын – прим.), имели в свое время четкий сакральный подтекст и отражали древнее, еще дохристианское мировоззрение гето-даков, у которого очень много общего с другими индоевропейскими народами.

Начнем с самого знакомого. Мало кто сегодня знает, что зимние «календы» у большинства народов Европы и Азии имели большое значение еще до того, как 25 декабря (7 января по старому стилю) в мире стало праздноваться «рождение Христа». Двадцатые числа декабря приходились у славян на праздник Корочун, или Карачун. Отсюда, кстати, местное название Рождества – «Крэчун».

А Дед Мороз, на самом деле, никто иной, как славянский Бог Велес, за которым у древних славян и закрепилась «функция» дарить подарки.


Правда, Велес всегда был своенравным Богом, и поэтому подарки его не всем приходились по душе. Ведь одаривал Велес каждого по делам его, совершенным за весь год, равно плохим и хорошим.

У римлян «Господином Зимы» был Сатурн, которому жители гористой северной Италии каждый год приносили в жертву девственницу, дабы своенравный Бог смилостивился и как можно меньше морозил своих благодарных почитателей. Девушку привязывали на ночь к скале высоко в горах, и на утро она замерзала. Отголоски той далекой традиции перекочевали в более поздний фольклор. Вспомним сказочного Морозко с его знаменитой фразой падчерице, посланной злой мачехой в лес: «Тепло ли тебе, девица?»

Теперь поговорим о праздничных песнопениях, характерных для новогоднего периода – о колядках. Да и само слово «колядки» («колинде» – у молдаван) – плоть от плоти культа еще одного «зимнего» славянского Бога – Коляды, о котором нынешняя традиция мало что сохранила. Имя Коляды происходит от слова «коло», колесо. Здесь имеется в виду Колесо года, которое именно в эти дни завершало свой полный оборот. Отсюда и латинское «календы». Ведь у далеких предков славян и римлян тоже было много общего.

Сакральной же датой у народов Европы в те времена было не столько 25 декабря, сколько ночь с 21 на 22 декабря – день зимнего солнцестояния, или Зимний Солцеворот.

В это время римляне отмечали рождение Юпитера, иранцы – рождение Митры, а скандинавы – начало Йоля, времени, когда стирается грань между мирами, и Боги приходят к людям, чтобы оградить их – и себя заодно – от проявления хаоса, великанов-ётунов и турсов. Эти верования получили название Дикой Охоты, когда кавалькада небожителей проносится по-над землей с намерением помешать силам хаоса остаться в мире живых.

Скорее всего, что-то похожее было и в верованиях древних даков, так как именно в желании воспрепятствовать духам зла наши далекие предки, как и многие ближние и дальние их соседи, одевались в причудливые костюмы, надевали устрашающие маски, тем самым отпугивая от своих жилищ непрошенных гостей из иного мира. В последствии процессии ряженых своим хождением от дома к дому и требованием угощения как бы заменили собою злых духов в народных празднованиях.

Голова козы, как атрибут молдавских и румынских колядований, тоже не случайна.

Скорее всего, этот сакральный символ был принесен сюда готами во время Великого переселения народов. Дело в том, что германцы почитали многих животных, в том числе и Священную Козу. А у соседствующих с современными норвежцами финнов до сих пор местный аналог Деда Мороза называется «Йоллупукки», то есть Козел Йоля.

Главный атрибут европейского Рожества – ель, или сосна, есть ни что иное, как отображение Мирового Древа, на котором, как считали древние, держится вся вселенная. Именно его, ось мира, воспроизводили в это священное время смены годовых сезонов наши далекие предки, украшая лентами и сушеными фруктами. А на верхушку вешали пятиконечную звезду – один из самых старых символов человеческой цивилизации.



Tags: История, Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment