Imperial Commissar (imperialcommiss) wrote,
Imperial Commissar
imperialcommiss

Category:

Тамплиеры... после тамплиеров (Часть II)

◄ Часть I

IV. "Орден Храма" барона фон Гунда и "рыцарь Красного пера"

Возрождение тамплиерских идей в Германии и Австрии было связано, прежде всего, с именем имперского барона Карла Готтгельфа фон Гунда унд Альтенгроткау. Барон фон Гунд (в русскоязычной исторической литературе встречается также написание "Хунд" и даже энглизированное "Хант"!) заявлял о себе как о посвященном тамплиере и законном преемнике продолжавшего – якобы! – существовать непрерывно с 1314 г. Ордена рыцарей Храма.

Согласно утверждениям барона фон Гунда, он был, в период пребывания в 1742 г. при дворе пребывавшего в изгнании во Франции претендента на английский королевский престол – принца Карла (Чарльза) Эдуарда из шотландской по происхождению династии Стюартов (так называемого "красавчика-принца Чарли"), в присутствии ближайших приближенных претендента – лорда Уильяма Килмарнока и лорда Клиффорда, был посвящен неким "рыцарем Красного пера" (cavaliere a penna rubra) в таинства исконного древнего, основанного Гуго де Пайеном "Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова", продолжавшего, якобы, по-прежнему существовать в Шотландии, несмотря на все преследования духовных и светских властей.

Далее, барон фон Гунд утверждал, что высшее тамплиерское руководство («Высшие Неизвестные»), якобы, назначили его Главой Ордена ("орденсобером") в VII орденской провинции (Германии) и демонстрировал, в доказательство своего назначения, врученный ему "патент воинского (войскового) магистра ("геересмейстера")".

По возвращению от двора претендента во Франции в Германию, барон фон Гунд, якобы, восстановил там Орден Храма на основании Устава (Статутов), объявленных им исконно тамплиерскими. Согласно утверждениям (а, вполне возможно, и искреннему убеждению) Гунда, "рыцарь Красного пера", как наиболее авторитетный представитель "Высших Неизвестных" поведал и передал ему все "секреты Ордена", "тайные Статуты", "сокровище храмовников", все правила тамплиерской "магии и алхимии" и полную историю Ордена "вплоть до сегодняшнего дня, безо всяких пропусков и ничего не утаив".

Точно установить, кто именно скрывался под маской таинственного "рыцаря Красного пера", не удалось по сей день, хотя некоторые исследователи подозревают, что это мог быть сам автор "Дискурса", шотландский кавалер Рамзай (любопытно. что в 30-40-х гг. ХХ в. под псевдонимом "Рамзай" действовал советский разведчик в Германии и Японии доктор Рихард Зорге). Во всяком случае, его подлинное лицо (как, возможно, и было задумано бароном фон Гундом) осталось скрытым под покровом тайны, оставив открытой возможность для бесчисленных фантазий и спекуляций.

Сам барон фон Гунд руководил своим "новым Орденом Храма" по образцу древнего Ордена тамплиеров, внеся в практику нового братства некоторые важные понятия и идеи, заимствованные им из сферы вассально-сеньориальных отношений эпохи позднего Средневековья – например, "строгое послушание (нередко в соответствующей литературе встречается неправильный. на наш взгляд, перевод "строгое наблюдение)".

Этот немецкий Орден тамплиеров XVIII в. снискал себе известность среди "профанов" ("непосвященных"), прежде всего, излюбленными бароном фон Гундом внешними эффектами – многочасовыми религиозными и светскими церемониями (часто проводившимся в подземельях, заброшенных рудниках и развалинах старинных замков), стилизованными "под Средневековье" пиршествами при свете факелов и смоляных плошек (чем в то время увлекались и масоны, именовавшие свои пирушки, как в Евангелиях, "агапами" - "трапезами братской любви"!), пышными одеяниями и доспехами, а также (заимствованным, вероятно, у тех же масонов) обычаем давать принятым в члены "Ордена Храма" новичкам витиеватые "рыцарские" имена и титулы. Впрочем, обычай давать неофиту новое имя при инициации (посвящении) издавна практиковался и христианским монашеством, как на Западе, так и на Востоке (а в Православии монах, становясь схимником, принимает даже третье имя).

О каких-то оригинальных духовных идеях нового "Ордена Храма" "геересмейстера" фон Гунда сведений не сохранилось. Известно только, что, после первоначальных успехов и притока в его ряды немалого числа "ищущих света и истины" – в 1775 г. в рядах "Строгого послушания", или "Строгого наблюдения" (Strikte Observanz)" воинского магистра" фон Гунда числились, ни много ни мало, 26 владетельных германских государей (в том числе герцог Брауншвейгский, будущий главнокомандующий австро-прусских войск в войне против революционной Франции, неожиданно отступивший после "канонады при Вальми", что привело к обвинению герцога в измене, якобы совершенной сановным "тамплиером" в порядке "масонской дисциплины")! – вскоре наступил спад.

После смерти барона фон Гунда его "Орден тамплиеров" (возможно, не без влияния вездесущих иезуитов!) очень быстро раскололся на враждующие группировки. К тому же после начала Французской революции и революционных войн, после прихода французских оккупационных войск и порядков (а также французских масонских лож наполеоновского образца) на германские земли, подобный пережиток Средневековья лишился всякой опоры и оказался явно "не ко двору".

Что же касается таинственного "рыцаря с Красным пером", то иногда высказывается предположение, что под его маской мог скрываться сам наследник английского престола принц Карл Эдуард Стюарт, о котором совершенно точно известно, что он планировал, в качестве тамплиерского Великого Магистра, утвердиться в Шотландии, но потерпел неудачу. Возможно, последний законный наследник династии Стюартов, рьяный католик, скончавшийся в изгнании в Риме в 1788 г., до последнего дня мечтал об основании некоей "тамплиерской державы" на шотландской земле... Кто знает?

V. "Новые храмовники" в контексте западной культуры

Известному немецкому масону, просветителю, писателю и драматургу Готтгольду Эфраиму Лессингу, был хорошо известен принцип "Строгого послушания", положенный в основу "Ордена рыцарей-храмовников", "воссозданного" Гундом. Не случайно в чисто масонской по духу пьесе Лессинга "Натан Мудрый", говорящей о равенстве трех мировых религий – христианства, иудаизма и ислама – фигурирует и рыцарь-тамплиер – представитель средневекового Ордена Храма.

Не менее знаменитый немецкий поэт, драматург и писатель, автор "Фауста" Иоганн Вольфганг фон Гете (по совместительству – член Веймарской масонской ложи "Амалия") пренебрежительно отзывался о "восстановленном" бароном фон Гундом Ордене Храма, как о "бело-красном маскараде" (намекая на эмблему ордена – красный тамплиерский крест на белом поле).

Тем не менее, средневековые орденские правила и идеалы продолжали играть немаловажную роль в мышлении классиков немецкой литературы. В известном произведении того же Гете "Тайны" описывалось основание братства, напоминающего тамплиерское. В его не менее известном, состоящем из двух частей – "Годы ученичества" и "Годы странствий" – романе о Вильгельме Мейстере (буквально: "Мастере" – налицо достаточно прозрачный намек на духовный рост масона от степени "ученика" до степени "мастера"!) – фигурируют, в частности, члены некоего таинственного "Общества Башни", весьма напоминающего средневековый Орден Меча (меченосцев).

Другой известный франкмасон – великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт – также оказался, в своей опере "Волшебная флейта", не чужд тамплиерской идее. А уже в XIX в. немецкий драматург Цахариас Вернер сочинил пользовавшуюся при его жизни огромной популярностью драму о тамплиерах под названием "Сыны долины", посвященную истории Ордена Храма с момента его основания вплоть до несправедливого обвинения в ереси и упразднения, а затем – тайного продолжения существования Ордена в Шотландии.

Наряду с Великим Магистром тамплиеров Жаком де Молэ, в пьесе Вернера фигурируют своего рода "Высшие Неизвестные" – так называемые "Сыны долины" – сознательно инсценирующие катастрофу, чтобы, ценой гибели "внешнего", "насквозь проникшегося мирским духом", забывшего о своем исконном высоком духовном предназначении Ордена Храма, обеспечить возможность вдали от политических реалий, поддерживать на протяжении столетий орденскую идею в ее исконной чистоте.

(Нечто подобное, но только в более тяжеловесной форме, попытались сочинить cоветский писатель – популяризатор "эзотерики" – Еремей Иудович Парнов как в своей приключенческой дилогии "Ларец Марии Медичи" и "Третий глаз Шивы", так и в своем "справочнике оккультиста" под названием "Трон Люцифера", а в еще более ярко выраженной степени – современные московские литераторы во главе с Александром Сегенем, скрывшиеся под псевдонимом "Октавиан Стампас", в своем девятитомнике "Тамплиеры. Исторические хроники рыцарей Ордена Храма Соломонова", вышедшем в московском издательстве "Окто Принт" в 1996-1998 гг.).

Известный австрийский поэт, драматург и писатель периода fin de siecle Гуго фон Гофманнсталь вводит рыцаря Храма в действие своего оставшегося недописанным таинственно-магического романа "Андреас, или Объединенные".

Сюжеты, связанные с тамплиерами, нередко встречались и у других немецкоязычных литераторов – например, у поэта-символиста Стефана (Штефана) Георге, писателей Густава Майринка и Эрнста Юнгера. Так, например, в поэтическом сборнике Стефана Георге "Седьмое кольцо" (Der siebente Ring) часто встречается мотив восхваления орденских идей безмерно идеализированных тамплиеров и розенкрейцеров.

Йозеф фон Гаммер-Пургшталь еще больше способствовал созданию этого идеализированного, созерцательного образа Ордена Храма, усиленно разрабатывая тему реальности поставленного тамплиерам в вину католической инквизицией культа идола Бафомета, как чего-то реального. К тому же Гаммер-Пургшталь представил тамплиеров в качестве алхимиков, колдунов и черных магов, что вызвало дополнительный всплеск читательского интереса.

Особенно интересно, что в написанной небольшой "готической" новеллы австрийского писателя-оккультиста Густава Майринка "Мастер Леонгард" он впервые в доступной не только "посвященным", и "профанам" литературе – назвал свастику, или крюкоообразный крест, "тамплиерским крестом"; позднее сочетание красного тамплиерского лапчатого креста на белом поле со свастикой практиковал в орденской символике своего собственного ордена "новых тамплиеров" австрийский же ариософ барон Йорг Ланц фон Либенфельз.


Cкорее всего, все перечисленные выше масонские и парамасонские структуры возводят свое происхождение к средневековому Ордену Храма без достаточно веских к тому оснований – в отличие, скажем, от "Верховного Рыцарского Ордена Иерусалимского Храма", португальского Ордена Христа (имеющего в настоящее время не только национальную португальскую, но и ватиканскую т.е. папскую ветвь) и португальского же Ордена Эворы...



Tags: История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments